Все новости

Вертолётные деньги, или почему правительству Узбекистана нужно делать выплаты населению во время пандемии

6 августа, 2020

Вертолётные деньги, или почему правительству Узбекистана нужно делать выплаты населению во время пандемии

Дисклеймер: приведенные в данной статье методы решения являются субъективным мнением автора и носят рекомендательный характер.

Дилемма

Резкое ускорение темпа заражения коронавирусом в нашей стране после ослабления карантинных мер оказалось не под силу для нашей системы здравоохранения. Острая нехватка мест и наплыва больных, а также дефицит медикаментов для лечения от COVID-19 вынудило правительство Республики Узбекистан вернуть страну к режиму самоизоляции. Очевидно, что для правительства приоритетной задачей в этой непростой ситуации является минимизация людских потерь и снижение нагрузки на здравоохранение. Локализация инфекции и улучшение эпидемиологической ситуации на территории страны достижимо только при условии жестких карантинных мер. Но, с другой стороны, ограничительные меры вызванные второй волной коронавируса ухудшают уже и так истощенную экономику в глубокой рецессии. Существенное снижение экономической активности страны привело к значительному снижению уровня жизни населения. Только по официальным данным, приведенным министерством занятости и трудовых отношений, на фоне пандемии рост уровня безработицы достиг 15%, а уровень бедности составил 300 тысяч семей.

Правительство Республики столкнулось с дилеммой – продолжить режим самоизоляции, тем самым снизить нагрузку на здравоохранение и сохранить максимальное количество жизней, либо отменить вышеупомянутые меры, чтобы снизить урон, нанесенный пандемией на экономический сектор.

В настоящий момент, автор придерживается мнения, что эпидемиологическая ситуация в стране не является благоприятной для ослабления карантинных мер. Служба здравоохранения в нашей стране не готова к наплыву больных в еще большем количестве и поэтому принятое решение республиканской комиссией является объективно необходимым. Но нужно отметить, что без принятия превентивных мер правительством по поддержанию финансовой стабильности населения, соблюдение гражданами карантинных мер будет иметь низкий показатель. Автор утверждает, что наблюдается положительная корреляция между запасом сбережений населения и соблюдением режима самоизоляции.

Эффект от пандемии

Как было упомянуто выше, пандемия отправила экономику страны в нокдаун. Временная остановка предприятий, малого бизнеса и сферы услуг привела к тому, что большое количество людей потеряли источник заработка. Закрытие границ оставило трудовых мигрантов без работы. И эта «заморозка» продлится еще как минимум до 15-го августа. Назревает острая необходимость в предоставлении эффективной помощи со стороны государства пострадавшим слоям населения. Ранее принятые пакеты антикризисных мер, по мнению автора, существенно смягчили негативное влияние пандемии. Но автор считает, что затраченные средства можно было распределить более эффективно. Вместо поддержки предприятий с государственной долей, таких как АО «Uzbekistan Airways» и его структурных подразделений: АО «Uzbekistan Airports» и ГУП «Центр Узаэронавигация» — было бы эффективнее распределить эти средства в виде прямых выплат населению.

На самом деле, нужно отметить, что положительным эффектом пандемии коронавируса является факт указания на острые проблемы, которые нужно искоренять узбекскому истеблишменту. Например, процесс приватизации всех «Гешефтов» с государственной долей нужно ускорить, что в скорой среднесрочной перспективе приведет к увеличению игроков на рынке и ускорит экономический рост. А также, ранее действовавшая налоговая и таможенная политики, являлись неэффективными и требуют кардинальных реформ.

Вертолетные деньги – деньги в воздух

В последнее время общество активно обсуждает применение практики вертолетных денег. Люди, как пример, приводят опыт США и Гонконга – прямых выплат населению. Автор утверждает, что данная практика не может быть применимой у нас в стране. А мнения экономистов, которые выступают за внедрение вертолетных денег, скорее всего являются популистскими.

Теория вертолетных денег (ВД), предложенная американским экономистом Милтаном Фридманом в 1969-ом году, подразумевает собой эксперимент, когда деньги, сброшенные с вертолета конечному покупателю, повысят совокупную спроса, увеличив чистый доход населения и ускорив экономический рост. Фридман допускал использование своей теории на практике развитых стран, особенностью которых является застывший экономический рост. Особенностью ВД является массовое и бесконтрольное финансирование людей, то есть вне зависимости от их доходов и возраста. 

Представим, правительство решило имплементировать данную меру, выплатив по $1000 всем лицам от 18 лет и старше. Согласно данным, предоставленным Госкомстатом РУз, это порядка 23 миллионов людей. Сумма выплат составит 23млрд. долларов США, что эквивалентно 38% от ВВП (нужно взять в счет, что размер внешнего долга РУз на сегодняшний момент составляет порядка 30-36% от ВВП). Увеличение денежной массы путем финансирования населения, в то время как реальный объем национального производства сокращенно приведет к высокой инфляции, усугубит положение населения снизив покупательную способность. В среднесрочной перспективе, придется выплачивать взятые ранее кредиты (в случае, если распределенные выплаты были осуществлены за счет внешних долгов) и на население, которое еще не успело оправиться от кризиса, ляжет бремя высоких налогов. Следовательно, эта практика не только затруднит выход из кризиса и подвергнет уязвимые слои населения к попаданию в долговую ловушку, но и отбросит страну на десятки лет назад в плане экономического развития.

Адресные выплаты

Как было упомянуто ранее, простая раздача денег всему населению не является эффективным решением. Нужно понять, чтобы выход из кризиса был U-образным, правительству нужно сфокусировать свою поддержку не на большие предприятия, а именно на население и малый бизнес. По мнению автора, выход из кризиса для больших предприятий, да и для экономики страны в целом, не будет долгим процессом, так как кризис в большей степени является эффектом карантина, а со смягчением мер спрос и предложение сразу вернутся на свои уровни и возобновят экономическую активность, что и наблюдалось у нас в стране после ослабления карантина. Главным опасением для государста, как считает автор, является попадание большого числа людей в ловушку бедности, а также эффект самоуничтожения субъектов малого бизнеса.

Ясно одно – государство должно осуществить адресные денежные выплаты людям. Но возникают вопросы: кому, сколько нужно платить и каким образом?

Кому нужно платить?

В первую очередь нужно понять, что на сегодняшний момент в трудной ситуации оказались работники, которые трудились в теневом секторе экономики. Водители такси, официанты, самозанятые граждане, а также трудовые мигранты, которые по причине закрытия границ остались без заработка. Согласно отчету о демографической ситуации Государственного комитета по статистике, доля трудоспособного населения в узбекистане равняется 58.7% или 19 958 000 человек. Из них около 5 млн. трудятся в формальном секторе экономики, то есть продолжают получать заработную плату от государства. Следовательно, можно понять, что потенциальными адресатами этих выплат являются более 14 млн. населения.

В каком размере должны быть выплаты?

Согласно расчетам автора, сумма в 2 МРЗП (446 000 сум) на человека помогут улучшить условия жизни людей, оказавшихся в трудной ситуации. Исходя из вычислений, общая сумма денежных выплат будет равняться 610 млн. долларов США, что составляет меньше 10% от всех расходов правительства на меры по борьбе с пандемией. Учитывая кредиты, выдаваемые международными финансовыми институтами под низкие проценты и на долгие сроки, автор считает, что целесобразным будет привлечение кредитов для осуществления денежных выплат.

Механизм выплаты

Несомненно, выплаты должны осуществляться безналичным путем, что снизит вероятность распространения вируса через денежные купюры. Нуждающимся людям, обратившимся за финансовой помощью, деньги будут зачисляться на банковские карты. В случае их отсутсвия, люди будут вынуждены открывать банковские карточки, а это приведет банкам новых клиентов. Немаловажным является возможнсть исключения риска расхищения этих средств путем мониторинга.

Вывод

В сложившейся ситуации, вопрос о мерах поддержки населения во время пандемии встал для государства ребром. Длительные карантинные ограничения дестабилизировали финансовую независимость многих граждан республики, а в особенности людей, трудящихся в теневой экономике. Определенно, государство должно осуществить прямые денежные выплаты своему населению, тем самым улучшить состояние их жизни.

Автор: Бекзод Касымов, экономист

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @Probanki

Все новости